Организация и продажа
настольных игр

Войти:

Зарегистрироваться:

Ложь, доверие и социальный договор.

Кажется совершенно логичным, что ложь и доверие – две несовместимые вещи. Как можно доверять мастеру, если он не показывает результаты, выпавшие на кубах? Однако, в ролевых всё не так просто.

Считается, что мастера старой закалки, привыкшие водить тяжёлые системы, всегда играют против игроков. На этом стереотипе выросли такие мемы, как «чёрные мастерские кубы», «когда ДМ улыбается, ты понимаешь, что это конец» и пр. По сути, они показывают тот стиль игры, когда мастер и игроки играют друг против друга при помощи инструментария, данного в правилах. У мастера список опций побольше и помощнее, но в целом он тоже ограничен механиками, иначе это уже не соревнование. В таких условиях обман с любой стороны недопустим.

При этом в «играх на победу» игроки и мастер не доверяют друг другу, поэтому учитываются человеческий фактор и стремление выиграть любой ценой. Для ситуации, в которой мастер меняет правила мира или подтасовывает факты в свою пользу, есть специальное название – мастерский произвол, имеющее строго негативную окраску. Впрочем, у игроков также есть свои легитимные и не слишком способы обмануть мастера: начиная от дыр в правилах и заканчивая банальной эксплуатацией его забывчивости. По этой причине тяжёлые системы стараются учитывать все факторы и забрасывают читателей тоннами таблиц.

Новые системы (как правило, нарративные) чаще всего пропагандируют другой подход – сотворчество мастера и игроков, при котором доверие просто необходимо. При этом мастер всё ещё ограничен правилами, но у него появляется такое мощное подспорье, как ложь. Не то чтобы системы призывают обманывать игроков, и не всегда это прямое враньё. Получается это по большей части потому, что «игры на доверие» в отличие от «игр на победу» фокусируются на истории, а не на самом элементе игры. Это не значит, что в «играх на победу» нет истории – зачастую, она там весьма сложная и разветвлённая, но игроки не влияют на неё никак. Только их персонажи своими действиями могут что-то изменить, поэтому история этих игр – это история противостояния мастера и персонажей.

В то же время в «играх на доверие» сами игроки могут вносить элементы и предлагать сюжетные повороты, которые чаще всего негативно сказываются на их персонажах – ради сюжета. Соответственно мастеру ничего не остаётся, кроме как встраивать их в свою историю, а значит, он тем или иным образом «лжёт», меняя на ходу ранее заявленные факты. Несвоевременно убитый злодей оказывается пешкой в руках серого кардинала-приспешника. Толпа врагов за дверью внезапно сокращается до слабенького отряда только потому, что герои ранены, и их смерть сейчас ничего не даст истории. Рандомный артефакт, найденный персонажами, оказывается «частью большого плана» по порабощению мира. И попробовав один раз, понимаешь, что этот принцип можно переложить и на те системы, где никакой лжи изначально не планировалось.

То, что в «играх на победу» называется мастерским произволом, в «играх на доверие» оказывается частью работы мастера. Предполагается, что мир будет подстраиваться под сюжет. Однако довольно тяжело бывает побороть старые привычки. Система предполагает, что игрок полезет на рожон, а он, опасаясь проигрыша, предпочитает решать вопрос безопасным и скучным методом или делает сюжетные повороты в свою пользу, стараясь найти дыру в правилах. Мастер, по старой памяти стремясь обыграть игроков при помощи механики, действует честно – и оказывается, что его инструментарий либо слаб, либо убивает без шансов. И самое печальное – они не доверяют друг другу, а потому не способны к полноценному сотворчеству.

Обратное справедливо для людей, в первый раз столкнувшимися с «играми на победу» - они привыкли к доверию и лжи, и столкновение с соревновательным элементом бывает болезненным. Там, где персонажам реалистичнее всего было бы продумать все пути отхода и выбрать самую безопасную тактику – они, стремясь ускорить динамику истории, смело ступают в неизвестное и очень удивляются тяжёлым ранениям и быстрой смерти. Мастера же, столкнувшиеся с игроками-приверженцами этого стиля, как правило, считают тех манчкинами (часто незаслуженно) и не понимают, зачем кому-то разрушать их прекрасный мир.

Оба принципа игры вполне заслуженно имеют право на жизнь, но часто поклонники одного – не приемлют другой. Поэтому, заключая социальный договор, обязательно спросите, как ваши игроки/мастер относятся ко лжи и доверию.

Ложь, доверие и социальный договор., изображение №1

Автор: Алена Чистякова